Личный кабинет

Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры».

Д.И.Менделеев

О преобразованиях, необходимых в деле поверки мер и весов.

Опубликовано .

Местные поверочные учреждения

из докладной записки, поданной Д.И. Менделеевым в 1903 г. на имя Министра финансов

Система местных поверочных учреждений, узаконенная положением 4 нюня 1899 г., сводится к тому:

  1. что местные поверочные палатки открываются чаще всего при других казенных или общественных учреждениях, подчиняясь лишь в техническом отношении Главной Палате мер и весов, и состоят из поверителей, испытанных и обученных сей последней;
  2. что к каждой палатке приписывается свой район действия, в котором она выверяет не только вновь изготовляемые меры и весы, но и обращающиеся в торговле, озабочиваясь при сем последнем, чтобы поверка не препятствовала производству торговли и промыслов;
  3. что предметы, подлежащие поверке, доставляются в местную палатку, и только в исключительных случаях сия последняя выделяет от себя особые местные отделения и посылает отдельных поверителей;
  4. что поверке подлежат вновь изготовляемые меры и весы, а также периодически, чрез каждые 3 года, все торговые меры и весы, и
  5. что надзор за правильностью действия всех местных поверочных учреждений возлагается исключительно на Главную Палату мер и весов.

Такой порядок оказался вполне соответствующим начальному периоду всего дела и особенно поверке вновь изготовленных мер и весов, так как самые палатки основывались преимущественно в местах, занятых таким изготовлением. Опыт, однако, показал не только малую практичность, но и полную фактическую невозможность в некоторых случаях доставления в местную палатку всяких мер н весов, применяемых в торговле и промышленности, потому особенно, что некоторые предметы очень громоздки (например большие весы) и некоторые торговцы обладают лишь единичными экземплярами, которые нельзя отлучать от места их применения.

Эти соображения привели постепенно к тому, что палатки принуждены посылать поверителей в разъезды, что сперва делалось исключительно за счет лиц, у которых ведется поверка, а теперь отчасти и за счет казны, а именно, например, при требовании местного начальства для выполнения внезапных ревизий мер и весов, чем ведают не только общее полицейское управление, но и казенные палаты. Командировки чинов местных палаток в места применения мер и весов должны сделаться особо учащенными, когда будет введена общая поверка всех обращающихся в промышленности и торговле мер п весов, дабы не нарушать частных интересов отправкою мер в отдаленные палатки. Притом устройство многочисленных поверочных палаток с небольшими районами, что необходимо для периодической поверки, по современной системе, неизбежно сопровождалось бы усилением расходов не пропорционально доходам, так как оборудование каждой отдельной палатки всеми соответственными приспособлениями н оплата в каждой палатке не только содержания техников-поверителей и служителей, но и лиц, заведующих хозяйственною стороною палаток, сопряжены с значительными расходами.

По проекту 1901 г. предполагалось на всю империю устроить 150 постоянных палаток; по проекту же, ныне представляемому, когда будет устроено 12 подвижных вагонов-палаток и поверители будут сами объезжать многие местности, предполагается число местных поверочных учреждений ограничить на ближайшие годы всего 72 палатками, что и должно привести, главным образом, к сокращению общих расходов. Такое видоизменение ранее предположенного порядка обусловливается более всего тем, что предстоящим главным занятием местных поверочных учреждений будет поверка на местах торговых мер п весов, имеющихся уже в обращении, а поверка вновь изготовляемых приборов станет лишь на втором плане; производство же новых мер, для которых особенно нужны постоянные палатки и их отделения, существует лишь в сравнительно немногих местностях России, как оказалось при расследованиях, произведенных командируемыми инспекторами Главной Палаты.

Чтобы избежать рождающихся неудобств, было бы во всех отношениях целесообразным, прежде всего, умножить число подвижных палаток, помещающихся в особых железнодорожных вагонах, первый образец которых ныне разрешен государственным советом, а главное — увеличить подвижность лиц, занятых поверкой. Для этой цели, мне кажется, совершенно необходимым разделить всю империю на 12, или около того, больших поверочных округов, а именно: Петербургский, Московский, Рижский, Варшавский, Киевский, Одесский, Харьковский, Казанский, Кавказский, Ташкентский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. В каждом округе учредить, смотря по размерам округа, по 2-8 в среднем до 5) палаток сверх центральной окружной и в том числе к каждому округу приписать свой вагон-палатку. Заведующий таким округом окружной поверитель будет распределять, смотря по местным и временным надобностям, поверителей, приписанных к палаткам, в те или другие поездки по местам, где должна производиться периодическая поверка.

В некоторых округах, по их обширности, следовало бы иметь сверх окружного поверителя - особого помощника, в виду того, что окружной поверитель сам должен совершать многие поездки.

Второе, весьма существенное обстоятельство, оказавшееся на практике, показывает, что в деле поверки мер и весов в будущем должно ждать большого числа подлогов разного рода, так как уже ныне имеются случаи появления поддельных клейм (а карательные законы для сего мало выработаны) и воровства оных, что может грозить при современном порядке вещей значительными убытками доходов и, что не менее важно, усложнением всех дел, касающихся подобных злоупотреблений.

Третье обстоятельство, побуждающее видоизменить современный порядок местной поверки, определяется долгосрочностью трехлетнего промежутка периодической поверки, так как опыт показывает, что во множестве случаев, например, при взвешивании на открытом воздухе, в мясных и рыбных лавках, при небрежном обращении с гирями и весами и т. п. главнейшие измерительные приборы - весы и гири - оказываются неудовлетворяющими законным требованиям уже через 1 год после поверки, что известно и в других странах, и что побудило Францию, а за ней и некоторые другие страны, установить ежегодную поверку мер и весов, регистрируемых в каждом торгово-промышленном заведении.

В 1902 г. в общем проверено 1 682 934 предметов, из них весов 181328, гирь 1 37l 241, прочих предметов 130365; следовательно весы и гири составляют преобладающую часть.

По моему мнению, внушенному опытом, подобный же порядок должно с течением времени установить и у нас, если желательно,- чтобы обращающиеся в практике меры и весы были действительно в надлежащей степени точными.

Но при введении ежегодной поверки всех зарегистрированных мер и весов нужна совершенно иная, чем ныне, постановка местных поверочных палаток, и много предметов будет поверяться разъезжающими по стране поверителями, число которых, при проектируемом положении предмета, нельзя считать менее 500 - 700 человек на всю Россию. Доныне Главная Палата не встречала особых затруднений в выборе местных поверителей из числа лиц, выдержавших испытание, потому что число их еще не велико, менее 100 человек, но в будущем, когда нужно будет раз в 7 больше поверителей, нельзя надеяться на удачность выбора, особенно при том доверии, которым должны пользоваться командируемые поверители.

Для устранения этого предвидимого неудобства было бы особенно полезно воспользоваться примером Франции, т.е. зарегистрировать все подлежащие выверке меры и весы и собирать с оных ежегодную плату за поверку, которую производить объездными поверителями, так как при этом могут быть устранены поводы незаконных действий денежного свойства, а включение в регистровую запись поставить в основание всей системы. Если, при этом, в местных палатках поверять по значительно уменьшенной таксе вновь изготовляемые меры, подлежащие частой порче, особенно гири н весы, то уменьшатся всякие поводы к незаконным действиям, сопряженным с денежными сборами, и останутся трудности только в технике предмета, за чем надзор во всех отношениях более удобен и возможен.

При таком порядке дел, конечно, является вопрос о размерах обложения за ежегодную периодическую поверку. На первый взгляд кажется, что можно ограничиться одной третью современной таксы, потому что вместо 3-летней поверки установится ежегодная. Но, принимая во внимание, во-первых, то, что вновь изготовляемые обыкновенные торговые гири и весы будут поверяться по значительно уменьшенной таксе и, во-вторых, что поверка имеющихся в обращении мер и весов будет преимущественно производиться без доставки в палатку, можно утверждать с уверенностью, что половинная против современной такса будет выгоднее ныне узаконенной для промышленников и торговцев и безубыточною для казначейства. В этом отношении должно, конечно, отличать поверяемые предметы разного рода и для того пересмотреть самую таксу. Но несомненно, что предлагаемый порядок, прежде всего, обеспечит правильность дохода и будет содействовать, вследствие большой дешевизны поверки новых гирь и весов, усовершенствованию всего производства мер и весов особенно кустарного, так как мелкие производители ныне стеснены предварительною платою за поверку и чрез то попадают в руки скупщиков обладающих достаточным капиталом.

Таким образом при проектируемом способе ведения ежегодной поверки гирь и весов центр тяжести всего дела сведется на составление регистров или списков всех заведений промышленных и торговых, применяющих меры и весы, и к перечислению в каждом из них имеющегося числа - применяемых измерительных приборов, для чего в положение о мерах и весах следовало бы включить требование о доставлении окружным поверителям или поверочным палаткам сведений о количестве находящихся мер и весов в каждом торговом и промышленном заведении, подобно соответственной статье Пробирного устава. Периодическую поверку некоторых из мер можно было бы оставить при этом трехлетнею и за такие меры взыскивать полную таксу как для новых, так и при периодической поверке.

Вследствие прироста народонаселения и его оборотов список всех подлежащих поверке мер и весов будет ежегодно восполняться и число подлежащих поверке мер и весов увеличиваться. Обязанность составления списков должно возложить в основании на окружных поверителей, которые будут проверять списки по сведениям, доставляемым местными поверителями и казенными палатками. Такие регистровые списки, между прочим, окажут несомненную услугу и всей статистике промышленности и торговли. Гири и весы, находящиеся в списке, должны оплачиваться по таксе ежегодной поверки или единовременно с внесением торгово-помышленных податей или, лучше, особыми взносами в местные казначейства, квитанция которых будет служить объездному поверителю указанием на то, какие меры и весы он должен при объезде вновь поверить у каждого торговца и промышленника. Здесь лежит центр дела в отношении полной невозможности прямых незаконных действий денежного свойства (например подложных клейм, воровства клейм и т.п.). Меры и весы, оказавшиеся неудовлетворяющими законным требованиям, должны быть при этом устраняемы из обращения и заменяемы или новыми заклейменными или исправленными, поверяемыми в палатке или объездными поверителями.

Внезапные ревизии чинами округа или Главной Палаты будут при этом служить совершенно достаточным ручательством в законности действия объездных поверителей как в отношении техники, т.е. точности поверки, так и в отношении к полноте составляемых списков. Меры и весы, найденные не внесенными в списки, должны оплачиваться особыми дополнительными взносами, и мне кажется, что при этом следует налагать штрафы только в том случае, когда будут признаки заведомого сокрытия мер и весов или продолжительного их применения без внесения в списки.

При современном порядке дел главное ведение местною поверкою возложено на Главную Палату, но, очевидно, что, при распространении поверки на всю Россию, Главная Палата была бы не в силах выполнить такую задачу. Лица же, состоящие при современном порядке дел в местных поверочных учреждениях, едва и ныне могут исполнить сложные технические задачи, им представляющиеся, особенно потому, что кроме ходячих предметов, подобных обычным весам, гирям и т.п., им предстоит при периодической поверке изучать специальные приборы, подобные вагонным весам, весам для механической развески, счетчикам объемов и т.п. При предлагаемом порядке для поверки подобных исключительных измерительных приборов будут назначаться и особые поверители, с оплатою торговцем, сверх указанной таксы, расходов но их поездкам, если приборы не будут доставлены в местную палатку.

Далее очевидно, что при предлагаемом порядке ведения дел имеется в виду нормальное течение поверки, а не тот первый период, который наступит при учреждении в крае поверочного округа.

Я полагаю, что нормальное течение всех дел может быть начато после 1910 г., если в период от начала 1905 г. до конца 1909 г. будут учреждены все округа и палатки.

Польза от надлежащей поверки мер и весов, применяемых в торговле и промышленности, определяется не только частою повторяемостью поверки, но и степенью ее соответствия с требованиями закона, т.е. качеством лиц и приборов, служащих при поверке, а так как ради удобства торговцев и промышленников большинство применяемых ими мер и весов предполагается поверять на месте, то очевидно, что при ежегодной поверке гирь и весов необходимо иметь значительное число лиц, производящих поверку на местах, и при каждом из них полный комплект точных и периодически поверяемых чинами Главной Палаты измерительных приборов. Эта техническая сторона предмета и должна составлять первейшую заботу центрального учреждения, т.е. Главной Палаты, потому что от нее зависит то единообразие мер и весов, соблюдение которого поставлено на первый план в обязанностях этого учреждения. С своей стороны я не думаю, что здесь встретятся какие-либо существенные затруднения, если первоначальное обзаведение измерительными приборами для поверителей и избрание самих поверителей будут произведены с надлежащим вниманием. Но я полагаю, что н в этой стороне предмета нельзя впредь предвидеть множества предстоящих в учредительный период мелочей, особенно относительно перевозки поверительных приборов по грунтовым дорогам. Если бы, ради осторожности, обзавестись излишне значительным числом поверочных приборов, то это могло бы стоить в период обзаведения (1905-1912 гг.) чересчур больших расходов и не могло бы сделаться в краткий период времени. Здесь нужна мера, определяемая только опытом и размерами поверочных округов.

Оканчивая свои новые предположения, относящиеся к местной поверке, считаю не излишним обратить внимание на то, что полная регистрация всяких измерительных приборов, применяемых в стране и, особенно, ежегодное восполнение списков могут представить особо важный статистический материал, служащий для сравнительного определения относительной степени развития видов промышленности и торговли и разных краях империи но отношению к числу жителей тех краев. С другой стороны, предлагаемые видоизменения поверки несомненно послужат поводом к широкому и даже повсеместному распространению мастерства, касающегося измерительных приборов, так как несомненно, как показывает уже и современный опыт, что применяемые меры и весы придется повсюду исправлять и доводить до законной точности. Возникновения к распространения необходимых для сего слесарно-механических мастерских можно ожидать повсеместно, так как они могут начинаться с самых мелких размеров, а развиваясь - могут послужить ядром для зачатка широкого распространения у нас механической обработки металлов и производства точных приборов.

Дополнения, необходимые для Главной Палаты мер и весов

Служа центром всей деятельности, касающейся поверки мер и весов, Главная Палата имеет по существу дела 5 разнородных предметов занятий:

  1. хранение, возобновление, изучение и периодическую поверку основных прототипов, что в первые годы деятельности Главной Палаты составляло ее основное занятие и что по закону должно продолжаться и впредь;
  2. учреждение поверки всяких измерительных приборов применяемых в промышленности и торговле, для чего при Главной Палате устраиваются специальные лаборатории, изучаются методы и принимаются, сперва по желанию потребителей, а потом по требованию закона всякие измерительные приспособления: весовые, меры длины и объемов, электрические, манометрические, астрономические, механические, световые, теплотные, звуковые (камертоны), судоизмерительные (меры Мурсома) и т.п. приборы;
  3. устройство и наблюдение за ходом дел в местных поверочных учреждениях, доныне поверяющих исключительно только мены веса, длины и объемов, но с течением времени долженствующих производить поверку и других приборов для специальных измерений, для каковых целей Главная Палата должна постоянно посылать своих чинов во все края России с набором особо тщательно выверенных приборов;
  4. отчетность по всем местным поверочным учреждениям, которая должна сильно увеличиться при исполнения периодической поверки и регистрации всех измерительных приборов, применяемых в империи, и
  5. испытание и обучение измерительным приемам лиц, желающих получить право на звание местных поверителей.

Такая сумма дел могла быть выполняема доныне штатом лиц Главной Палаты, состоящим из управляющего, его помощника, механика, 10 инспекторов, секретаря, бухгалтера и экзекутора, при содействии лаборантов но найму, приглашаемых управляющим. В предстоящем будущем такой состав Главной Палаты, без сомнения, будет недостаточен для возможного выполнения всех дел с надлежащим совершенством, потому особенно, что специальные условия дела требуют от каждого из участников не только предварительной суммы подготовительных знаний, но и постоянного следования за успехами разнообразнейших отраслей наук, так как в самой технике предметов ныне весьма быстро распространяются усовершенствованные приемы измерений, особенно касающихся специальных технических приборов. Лица, которым поручается заведывание специальными лабораториями, должны притом очень часто тратить много времени на изучение вновь предлагаемых приборов и приемов, что сопряжено с подробнейшими научными исследованиями, тем более что всякие единицы для специальных измерений, например световых, термических, электрических и т.п., требуется установить в самой Главной Палате со всем возможным ныне совершенством, исходя из основных прототипов, и постоянно следить за точностью исходных единиц.

Не входя в подробности чисто специального свойства, имею необходимость доложить, что при предстоящем ходе дел, когда вместо факультативного представления специальных приборов к поверке будет установлена обязательная поверка всех обращающихся приборов, состав лиц наших лабораторий окажется совершенно недостаточным; а потому имею честь ходатайствовать о том, чтобы число штатных чинов и лаборантов было впредь увеличиваемо по мере действительной потребности и по мере возрастания количества выверяемых приборов, что при оплате за поверку даст свои текущие средства для возмещения требуемых расходов.

В специальных лабораториях, уже учрежденных в Главной Палате и имеющих впредь учредиться, необходимо, судя по опыту, иметь лиц, неотлучно занятых этого рода специальными лабораториями, так как ныне существующий порядок (специальные лаборатории поручаются инспекторам) будет совершенно неприменим, когда возрастет обязательное число поверяемых в Палате специальных приборов и число местных учреждений.

Точнейшая выверка исходных весовых и линейных мер должна быть поручаема лишь лицам, особо подготовленным к этого рода исследованиям, повсюду производимым лишь лицами с исключительной подготовкой, так как точнейшее взвешивание, где определяются стомиллионные доли веса, и точнейшее компарирование, где определяются миллионные доли, могут быть производимы лишь при соблюдении множества очень сложных условий, а именно такие степени точности необходимы не только при выверке прототипов, но н основных их копий, что входит в предмет постоянных занятий Главной Палаты мер и весов.

Столь специальное дело, как поверка электрических приборов, применяемых в практике и служащих способом оценки многомиллионных сделок, требует суммы лиц, специально знакомых с разнообразнейшими электрическими измерителями (вольтметры, амперметры, уаттметры и т.н. «электрические счетчики»), и во главе их должно поставить лицо, специально подготовленное но этой отрасли физики. Водо- и газомерительные приборы составляют также предметы, на счет которых делаются многомиллионные сделки. Лаборатории сего рода уже учреждены в Палате и поручены ныне особому ведению механика Палаты. Манометрические, световые и термические измерения, возрастая явно на глазах в своих приложениях и значения, требуют особых лабораторий и специалистов, подготовленных во многих отношениях, так что для этих целей совершенно необходим особый заведующий лабораторией. Учрежденная при Главной Палате астрономическая обсерватория назначается преимущественно для установки точного времени. Следить за таким ответственным делом необходимо должен, и притом с настойчивым постоянством специалист астроном, как пятый заведующий лабораторией, ему же можно поручить и выверку угломерных приборов и хронографов.

Сверх того в Главной Палате является настоятельная надобность в изучении и поверке множества других разнообразных приборов, например служащих для оценки качества нефтяных, хлебных (пурки), металлических (калибры) и т.п. товаров, в приложении к которым очень часто проходимо совместное химическое исследование, для чего ныне разрешено оборудовать при Главной Палате химическую лабораторию. Для этой цели нужен такой специалист, который был бы ближе знаком с химией и техникой. Тем же заведующим лабораториями возможно поручить и заведывание такими основными лабораториями как весовая, компараторная и выверяющая приборы, отправляемые в местные палатки. При современном положении предмета вышеперечисленные дела поручаются инспекторам, которые по существу дела и по самому своему названию обязаны преимущественно инспектировать местные поверочные учреждения. При ныне существующих палатках и при поверке лишь факультативно специальных приборов инспекторские разъезды занимали время, примерно, 5 инспекторов. В будущем же, когда число местных палаток возрастет почти в 4 раза, и что всего важнее, когда будет введена всеобщая периодическая поверка, но моим соображениям, должно иметь при Главной палате, по крайней мере, 15 инспекторов, почти исключительно занятых инспекторскими обязанностями в местных поверочных учреждениях.

Количество работ, выполняемых в Главной Палате, должно возрастать с течением времени в особенности потому, что учреждаются новые специальные лаборатории, увеличивается число доставляемых для поверки приборов и число лиц, подлежащих испытанию, и возрастает количество поездок лиц Главной Палаты по требованиям частных лиц, например для поверки электрических счетчиков, водомерителей, специальных весовых приборов и т.п. Точно то же относится и ко всем другим лабораториям. Комплект лаборантов должен быть увеличен астрономами наблюдателями при астрономической лаборатории, когда начнется постоянная поверка часов. Новое большое компараторное отделение, еще не окончательно оборудованное, потребует своих лаборантов, так же как и умножение поверки приборов, назначаемых для местных поверочных палаток.

Источник: Д.И. Менделеев. Труды по метрологии. Государственное издательство по стандартизации «Стандартгиз». Ленинград. Москва. 1936 г. Орфография и пунктуация сохранены.